Существуют два типа подводных фонарей, предназначенных для различного
использования.
1) Все элементы конструкции - батарея питания, включатель, рефлектор,
лампочка с патроном - размещены в одном корпусе.
2) В одном корпусе помещается питание, в другом оптика и включатели, и оба
корпуса соединены электрокабелем.
Как правило, такие фонари имеют повышенную мощность, батареи у них
массивные и корпус, довольно громоздкий. Он крепится на снаряжение подводника.
Легкая часть - лампочка с рефлектором - в руках или на шлеме. Обычно
конструкция подобных фонарей модульная: сменные блоки питания, сменные
оптические блоки, съемные рефлекторы с разными углами рассеяния света - для
разных видов подводных работ.
Источники питания подводных фонарей бывают опять-таки двух типов:
- одноразовые батареи и
- аккумуляторы (аккумуляторные батареи).
Последние хороши тем, что их можно подзаряжать. В отсутствие сети
переменного тока напряжением 220 В приходится пользоваться батарейными
фонарями.
- существуют также "гибридные" модели, в комплект которых
входят и батарея питания, и аккумулятор.
В аккумуляторных фонарях чаще всего применяются кадмиевые и никелевые
аккумуляторные батареи, реже свинцовые, а в последние годы растет популярность
литионных. Кадмиевые и никелевые просты в обращении, неприхотливы, герметичны и
рассчитаны максимум на 100 циклов заряда-разряда.
Но у них один серьезный недостаток: их необходимо разряжать полностью и
затем заряжать током, указанным в паспорте. Если Вы израсходовали только
половину энергии - необходимо израсходовать оставшуюся половину и
лишь после этого заряжайте, иначе снизится емкость батареи.
Аккумуляторы на свинцовых и литионных батареях этого недостатка лишены. Но
свинцовые ужасно громоздки и не всегда надежны в эксплуатации.
Одноразовые батареи выпускаются в двух вариантах:
- литиевые (высококачественные, надежные, мощные, долго
работают) и
-марганцевые (дешевые, по мощности в 5 - 6 раз уступают
литиевым, после полного разряда могут разгерметизироваться и потечь, поэтому
оставлять их в фонаре после работы нельзя.
Следующий важнейший компонент подводного фонаря -
конечно же, оптика. Она состоит из рефлектора (отражателя), патрона и лампочки. Как
правило, в подводных светильниках применяются криптоновые, ксеноновые и
галогеновые лампы. Криптоновые неприхотливы, долго служат, обладают
значительным ресурсом, но их светоотдача невелика. Галогеновые и ксеноновые
светят гораздо сильнее, но и "сгорают" скорее - у них маленький
ресурс. Если криптоновая лампа у вас проработает не одну сотню часов, то
галогеновая - несколько десятков часов. Вдобавок галогеновые лампы нельзя трогать
руками: их колба изготовлена из специального кварцевого стекла, и если,
устанавливая или поправляя лампочку, вы коснулись ее рукой, после включения она
тут же перегорит. Их используют соответственно как дальний и ближний свет, что
дает экономию питания.
Патроны подводных фонарей специально рассчитаны на лампочки определенной
мощности - поэтому никогда не устанавливайте в свой фонарь более мощную лампу,
нежели указано в инструкции!
Защитное стекло у таких фонарей кварцевое, прошедшее особую термическую
обработку Включать их нужно только под водой. Если включить мощный фонарь на
воздухе и потом опустить его в холодную воду, стекло может лопнуть.
Включатели у подводных фонарей бывают самые разнообразные, но у них одно общее
свойство - они абсолютно не пропускают воду, У маломощных фонарей включатель,
как правило, механический.
Несколько слов о материалах, из которых изготовляются подводные
фонари. Маломощные, как правило, из твердого пластика, реже из металла; мощные
- металлические, чаще всего алюминиевые. Герметичность корпуса обеспечивается
тороидальными резиновыми уплотнениями. Всякий раз, когда вы заменяете батарею,
резиновые прокладки необходимо тщательно осматривать и смазывать силиконом.
Если на них появились потертости, не говоря уж о разрывах, - замените, иначе
внутрь затечет вода.
Савина Валерия